Как избежать мошенничества во фрилансе?

Особенность работы в интернете заключается в том, что при общении с потенциальным заказчиком мы не видим его вживую. Таким образом, все общение строится лишь на доверии, и нередко даже опытные специалисты могут остаться обманутыми недобросовестным работодателем, но безопасная работа в интернете возможна.
За более чем два года работы на удаленке мы встретили всего двоих горе-заказчиков, которые, по-нашему мнению, больше навредили себе, чем нам. С опытом работы во фрилансе, я определил для себя некоторые моменты, на которые стандартно обращаю внимание при поиске нового работодателя. О них я вам и расскажу.

На что обращать внимание при поиске новых клиентов

osnovnye_sposoby_uberech_sebya_ot_obmana_moshennikov

Если вы работаете на бирже, то перед взятием заказа следует изучить профиль потенциального клиента. В особенности, обратите внимание на:

  • Отзывы. Посмотрите, есть ли у клиента отрицательные отзывы. Если таковые есть, то стоит их прочитать. Часто такие отзывы оставляют неадекватные исполнители, которые готовы из-за мелочи накатать целую портянку нелестных слов, и ничего внятного по сути. К тому же, мы иногда натыкались и на положительные отзывы, размещенные в разделе отрицательных, из-за того, что исполнитель перепутал разделы. Обязательно посмотрите соотношение отзывов в обоих блоках. Конечно, если негативных мнений много, то стоит насторожится и не начинать сотрудничество.
  • Дата регистрации на бирже. Этот показатель по сути не является гарантией, но если клиент зарегистрировался совсем недавно, то стоит быть бдительным. Посмотрите заполненность его профиля и предыдущие заказы. Если ничего подозрительного вы не обнаружили, подавайте заявку, и после выбора вас исполнителем, обязательно оговорите все условия сотрудничества до мелочей. Оговорите сроки выполнения, способы оплаты работы, общения с заказчиком, а также передачи готовой работы. Помните, перед вами чистый лист, и по нему невозможно определить мошенника. С такими клиентами рекомендую работать через безопасную сделку, о которой мы поговорим чуть ниже.
  • Первое общение с вами. Если дело дошло до обсуждения проекта, то стоит обратить внимание на манеру общения. Если клиент ведет себя нахально и с самого начала переходит на “Ты”, то стоит насторожиться. Мы для себя сформировали правило, что всегда будем общаться с клиентом уважительно, вежливо и обязательно на Вы, соблюдая все правила хорошего тона между клиентом и исполнителем. Если клиент проявляет хоть малейшее неуважение, то мы закрываем с ним разговор и более не сотрудничаем. Я думаю по этому пункту все понятно, идем дальше.
  • Тестовое задание. Вот как не крути, мы не любим заказчиков, которые начинают сотрудничество с тестового задания. Если клиент высылает вам тестовое задание, смотрите на его объемы. Оно не должно быть на пол дня работы. В идеале заказчик должен предоставить одно для всех тестовое задание в самом проекте. В таком случае можно выполнять и ждите одобрения. Бывает, что клиенту нужно разместить множество статей на сайт, и он ждет большого количества заявок. Далее он пишет всем откликнувшимся фрилансерам и дает совершенно разные статьи на размещение в качестве теста. В итоге, никто ему не подходит, а работа выполнена. Хитрый мошенник, на которого, к сожалению, даже не пожаловаться, так как он дал вам тестовое задание и не обязан был выбирать вас исполнителем. Это довольно распространенный тип мошенничества.
  • Стоимость. Стоимость проекта должна быть адекватна. Вас должна насторожить слишком высокая или слишком низкая цена. Высокую стоимость некоторые мошенники ставят, чтобы привлечь исполнителя, который забыв про осторожность будет спешно выполнять проект, после чего заказчик может благополучно пропасть вместе с результатами вашей работы и невыплаченными деньгами. Если же вам предлагают слишком низкую стоимость, то скорее всего вы получите обещанное, а вместе с тем и потраченное впустую время, и сильную усталость. А если вы только начинаете удаленно работать, то данный опыт может легко разочаровать вас.
  • Интуиция.  С ней не рождаются, ее воспитывает опыт. Со временем вы сформируете для себя ряд собственных правил для работы во фрилансе, которые будут выполнятся на интуитивном уровне. Всегда прислушивайтесь к внутреннему голосу, если сомневаетесь в работодателе.
Кстати, почитайте эту статью тоже:   Плюсы и минусы фриланса

Основные способы уберечь себя от обмана мошенников

osnovnye_sposoby_uberech_sebya_ot_obmana_moshennikov_2

  • Безопасная сделка. В любой непонятной ситуации тяни клиента в «безопасную сделку». Это один из лучших способов обеспечить себе работу через интернет без обмана.  Принцип работы безопасной сделки схож на всех биржах фриланса и протекает по двум сценариям:
    1. Всех все утроило.  После того, как стороны сошлись во мнениях и готовы приступить к выполнению работы, клиент переводит деньги на счет биржи. Там они замораживаются до момента принятия заказчиком готовой работы клиенту. Далее, если клиента все устроило, то он закрывает проект и замороженные деньги падают вам на счет, после чего вы спокойно переводите их себе на карту или электронный кошелек.
    2. Клиент отказался платить. В данном сценарии клиента что-то не устроило в вашей работе, и он отказывается платить. Если претензии клиента адекватные и не противоречат согласованному техническому заданию и/или договоренностям, которые зафиксированы в чате на бирже, то вы с ними соглашаетесь и деньги не получаете. В таком случае вы можете предложить переделать работу или исправить недочеты. В случае если вы не согласны с претензиями, то в ваш спор включается администрация сервиса и разбирается в проблеме, после чего принимает решение в пользу той или иной стороны. Тот, кого признали правым, получает замороженные деньги на счет и выводит их на свой кошелек или карту. Вот таким незамысловатым способом можно уберечь себя от мошенников и работать в интернете безопасно. Но не стоит забывать, что разбирательства со стороны администрации сервиса могут стоить денег. В некоторых случаях биржа берет сервисный сбор в виде процента от замороженной суммы, а иногда приходится платить отдельно. Но стоимость в любом случае не велика в сравнении с преимуществами услуги.
  • Проверка платежеспособности клиента. Проверить платежеспособность очень просто. Предположим, у вас есть потенциальный клиент с заказом на обтравку фотографий, и он предлагает вам сделать 1000 шт. Не стоит брать в работу весь объем и надеяться на чудо, так как это слишком рискованно. Разбейте данный проект на мелкие партии по 100 фотографий. После выполнения одной партии просите оплатить работу.
Кстати, почитайте эту статью тоже:   Биржа фриланса Kwork: особенности сервиса, как на нем заработать

Недобросовестные исполнители

nedobrosovestnye_ispolniteli

Одно время мы работали проект-менеджерами, и за те шесть месяцев, что мы пробыли в этой должности, мы смогли убедиться, что недобросовестны исполнителей ничуть не меньше, чем заказчиков. Так как статья написана скорее для исполнителей, расскажу, как не стоит поступать с клиентами, чтобы в итоге не оказаться на обочине фриланса.

Вот несколько вещей, которые мы встречали со стороны исполнителей:

  • Да, я обязательно все сделаю. Была поставлена задача довести до ума сайт по продаже женской одежды, поправить небольшие косяки в верстке и прикрутить робокассу для оплаты. Поставили задачу на программиста, и он клялся всеми майскими жуками на свете, что сделает работы за три дня. На следующий день было сделано 20% всей работы, еще на следующий день половина и в самый последний день программист пропал. В итоге пришлось срочно искать нового, что заняло время и подпортило нервы. Не берите больше, чем вы сможете сделать, не подводя клиента, либо имейте под рукой  — другого работника, которому вы сможете передать часть дел.
  • Вы должны заплатить мне больше. Дизайнеру поставили задачу на создание трех рекламных баннеров. Оговорили все условия сотрудничества и конечную стоимость. В самом конце дизайнер предоставляет нам работу на проверку, и мы ее принимаем без единой правки, но дизайнер запрашивает большую стоимость, чем мы оговорили ранее. Большую стоимость обосновал тем, что он использовал стоковые изображения и покупал их сам. Нас это естественно возмутило, и мы с ним попрощались, не получив баннеры в сыром виде и не оплатив ему работу. Никогда не делайте лишней работы и ничего не покупайте за свой счет для выполнения проекта, не согласовав это с клиентом. В противном случае, вы можете не получить оплату вовсе.
  • Разыскивается фрилансер. Примеров внезапного пропадания фрилансеров очень много. У каждого могут возникнуть какие-либо срочные и неотложные дела, но если вам необходимо отсутствовать долгое время, предупредите клиента. Заказчик рассчитывает на вас и хочет увидеть профессиональный подход к решению его задач. Мы взяли за правило всегда отчитываться о ходе выполнения проекта. Благодаря этому у клиентов возрастает доверие к нам. Даже если мы пропадем по причине отключения света или интернета, наши заказчики не будут бить панику и строчить отрицательные отзывы.

Не стоит боятся мошенников, так как они делают нас сильнее, и со временем и опытом вы обязательно научитесь оценивать тех, с кем планируете сотрудничать. Если соблюдать не сложные правила, описанные в статье, шанс, что вас обманут минимален.